Дагестанские женские украшения

Женские ювелирные украшения являются одним из самых интересных аспектов народного искусства Дагестана, отражающим уникальную этно-культурную ситуацию сосуществования около 34-х этнических групп, сохраняющих на протяжении многих столетий свои национальные традиции и язык. Украшения, являясь неотъемлемой частью национального женского костюма, выделяются невероятным многообразием художественных форм. Так, по одежде и украшениям женщины можно было определить не только ее национальность, но и принадлежность к определенному вольному обществу, а иногда и к конкретному аулу.

Поражает разнообразие типов и форм женских украшений, которые можно подразделить на головные (височные серьги, бляхи, платочные цепи), наручные (кольца, браслеты), нагрудные (ожерелья, мониста, амулетницы, подвески, застежки пряжки, пуговицы), поясные (пояса, пряжки).
Дагестанские женские украшения можно классифицировать на шесть национальных школ – аварская, даргинская, кубачинская, южно-дагестанская, кумыкская, ногайская и разделить по способу ношения на две большие группы – нашивные и съемные, что связано с особенностями национального костюма, формировавшегося в течение веков и отражающего духовные и эстетические воззрения народа.

Самой обширной, разнообразной группой являются аварские украшения, примечательные самобытностью и уникальной сохранностью традиционных видов. Формы аварских украшений выделяются массивностью, монументальностью, декорированным архаичным геометризированным черневым орнаментом с включением древних символов (солярных, плодородия, зооморфных).

Украшения аварок, особенно повседневный комплекс, сконцентрированы на голове. Это связано с социально дифференцирующей функцией украшений: по головным украшениям, можно было определить социальный статус женщины – ее возраст (так, число и размеры украшений сводились к минимуму у пожилых женщин), замужество (специфические украшения, надеваемые только после свадьбы), состоятельность (по количеству и стоимости). Головные украшения выполняли обереговую функцию. Основа головного убора - чохто, чухта. Чухта могла быть в виде мешочка или чепца, скрывающего голову и косы женщины. Поверх чохто горянки надевали большой платок (покрывало), почти полностью скрывающий верхнюю часть женской фигуры.

Самой древней и распространенной формой головных украшений являлись разнообразные круглые височные серьги и розетки, связанные с солярной символикой. Большие (дм 10–12 см) кольца, иногда дополняемые тремя полыми бусинами, украшали чохтотиндалок и багулалок. Парные кольца крепились с обеих сторон к височной части чохто и соединялись кожаным ремешком, проходящим через затылок. Широкое распространение имели сравнительно небольшие (дм. 5–6 см) височные сережки с 6–7-ю подвесками из коралловых бусин на цепочках. Внутренняя часть кольца украшена изображением древа жизни и птички в различных вариантах: просто птичка, сдвоенные птичьи головки, композиция из двух птичек и древа в центре. Образ птички, один из самых древних и распространенных в декоративно-прикладном искусстве Дагестана, связан с представлениями о древе жизни как первоисточнике жизни на земле. Символы древа жизни по представлениям горцев приносили в дом достаток. Фигурирующие на женских украшениях, они оберегали детородную функцию женщины.

Женщины общества Гидатль (сел. Урада, Тидиб, Мачада, Хотода Шамильского района) и Кахиб (сел. Кахиб, Гоор Шамильского района) к височной части чохто нашивали серебряные литые круглые бляшки — «кIилкIал». Размеры розеток поэтапно уменьшались в зависимости от возраста и статуса их обладательницы (молодая девушка, замужняя, пожилая женщина). Самые большие бляшки носили незамужние девушки, что подтверждает сакральное защитное значение этого украшения.
Гидатлинские аварки украшали налобную часть чохто литой квадратной чуть изогнутой пластиной, словно повторяющей форму лба, с объемными чеканными изображениями звезды, птички, сдвоенных лошадок.

Образ лошадок, развернутых друг к другу спинами, встречается в парных сложных многоярусных подвесках, нашиваемых на свадебное платье и головной убор «маргъал» аварок из сел. Ругуджа. «Маргъал» представляет собой прямоугольный кусок шелковой ткани, на который нашивали различные серебряные элементы, бусины из полудрагоценных камней по определенной схеме. По нижнему краю располагалась композиция из пяти треугольников, вышитых мелким речным жемчугом. К нижним углам крепились две многоярусные подвески с центральным элементом в виде сдвоенных лошадок.
Свадебный наряд ругуджинской невесты дополняли традиционные большие многоярусные подвески – «куц». Они крепились на колечках к туникообразному платью «горде» по 2–3 спереди, а иногда и на спине.

Интересно и свадебное головное украшение «таял» аварки из сел. Гергебель, состоящее из треугольной чуть изогнутой пластины и присоединенных к ней цепочек с мелкими подвесками из монет.

Даргинские украшения перекликаются с аварскими художественными формами и стилистикой, а некоторые виды височных и нагрудных подвесок идентичны. Характерной чертой украшений этой группы является своеобразная массивность, т.к. большая часть элементов, аналогичных штампованным аварским, выполнялась в технике литья.

Одним из самых распространенных повседневных головных украшений даргинок являлась крупная тяжелая цепь, прикрепляемая к налобной части покрывала. Цепь удерживала покрывало, чтобы оно не спадало и не мешало во время работы.

Среди нагрудных даргинских подвесок особо интересны амулетницы, которые также широко бытовали и у других народов Дагестана. Они представляют собой многоярусные подвески с центральным цилиндрическим элементом, открываемым по бокам, украшенным растительным черневым узором. Он выполняет функцию своеобразного футляра для свернутой бумажки с религиозным текстом из Корана.

Особую группу составляют украшения даргинок из сел. Кубачи. Эти украшения бытовали исключительно внутри села и выполнялись местными мастерами по конкретному заказу односельчан. Стилистика кубачинских украшений самобытна и не имеет аналогов в Дагестане. Украшения этой группы выделяются высоким техническим мастерством, почти скульптурной пластикой форм, обилием зерни, позолотой и вставками драгоценных камней (альмандин, бирюза, сердолик, коралл) в высоких круглых кастах.
Традиционным головным убором кубачинок является белое покрывало, украшенное золотым шитьем и бахромой – «кIаз». Праздничный убор замужней женщины дополнялся подбородочной цепью – «гунапIк».

Особенно интересны свадебные украшения кубачинок – браслеты и кольца-бубенчики. Свадебные украшения по обряду надевались лишь один раз в жизни и спустя определенный период (3 дня, 40 дней или дорождения первого ребенка), который устанавливала семья жениха. Украшения снимались и хранились в сундуке как приданое дочерей. Роскошь, высокая стоимость этих украшений обусловлены значением свадебного обряда как перевода девушки в более высокий статус замужней женщины. Одновременно они выполняли и обереговую функцию. Часто в браслетах центральный крупный камень украшался гравированной арабской надписью с благопожеланиями. Кольца-бубенчики отражали архаические представления, встречающиеся у многих народов мира, о магической силе звонкого звука, отгоняющего злых духов.

Оберегом являлась и кубачинская нагрудная амулетница «тавка» - массивная, объемная, полая литая подвеска, внешняя сторона которой богато украшалась камнями, зернью и позолотой. Внутрь нее также помещали бумажку с отрывком из Корана.

Южно-дагестанская школа объединяет две группы украшений: 1) аварок Тляратинского района и Закатальской зоны, входящей в состав Азербайджана, лачек, агулок; 2) лезгинок и табасаранок. Украшения этой группы отличаются художественной стилистикой близкой искусству стран Ближнего Востока, в частности Ирана. Это проявилось в нетипичной для дагестанских изделий колористической пестроте, обилии вставок цветного стекла в сочетании с позолотой, а также в формах и декоративных мотивах, характерных искусству ислама – полумесяц со звездой, восточные огурцы, шатер, форма стрельчатой арки.

Очень интересен головной убор аварок сел. Тлярата — «думча». «Думча» — чепец, вся поверхность которого покрыта мелкими серебряными цилиндриками и цепочками. К затылочной части чепца крепилась на цепочках крупная литая бляшка в виде полумесяца со звездой, украшенная позолотой и вставками цветного стекла.
Ярким примером южно-дагестанской стилистики является свадебное головное украшение «къукъем». Оно состоит из центральной пластины в форме стрельчатой арки, к навершию которой крепятся  круглая  бляшка и  2–4 цепочки    по    бокам.    Они    украшены    позолотой, множеством разноцветных вставок стекла и плотной бахромой из мелких подвесок в виде восточных огурцов. «Къукъем» надевали поверх платка, закрепляя эту конструкцию с помощью крючков.
Лезгинки и табасаранки носили приталенное платье «валчаг», «волжагъ» с глубоким вырезом на груди, надеваемое поверх туникообразной рубахи. Обязательным украшением такого платья являлся серебряный пояс с очень широкой пряжкой и круглой застежкой в центре. Крупная пряжка декорировалась шатрообразными напайными элементами, черневым узором и гравировкой. Пряжка пришита к широкому кожаному поясу, расшитому рядами монет, а по низу идет бахрома из мелких подвесок на цепочках.
Верхнюю часть платья украшали своеобразной, достаточно крупной брошью «гюль» (с азер. цветок) в виде цветка. Ее прикалывали под горлом, скрепляя разрез рубахи.

Кумыкские украшения весьма отличны от всех выше рассмотренных. Кумычки носили платье «къабалай» - приталенное, с широкой присборенной юбкой, двойными рукавами и глубоким вырезом на груди, в который пришивался бархатный нагрудник с серебряными пряжками, украшенными филигранью, эмалью, позолотой, насечкой и другими ювелирными приемами. Носился къабалай с узким позолоченным поясом филигранной работы, подчеркивая стройность и изящество фигуры.
 

Для украшений этой группы характерны изящество форм и декора, тонкость ювелирной работы, сравнительно небольшие размеры изделий. Излюбленной техникой являлась филигрань, позолота. Кумыкский женский костюм и украшения к нему во многом схожи с одеждой северокавказских народов - черкесов, кабардинцев, осетин. Основными типами украшений являлись нагрудник «къаршумалар» и тонкий пояс. «Къаршумалар» - нагрудное украшение, состоящее из 11–15 вытянутых тонких застежек, сокращающиеся в размерах книзу, нашитых на трапециевидный кусок бархата, закрепляемого с внутренней стороны грудного выреза платья. Застежки были либо филигранные, либо литые, украшенные чернью или накладной филигранью, с вставками бирюзы или цветной пасты в круглых кастах. Они имели различные формы: простые узкие, овальные, в виде кинжальчиков и восточных огурцов.

Пояса состояли из 8–10-и звеньев, соединенных между собой колечками, или на шарнирах. Они выполнялись в технике накладной филиграни, с зернью, позолотой и вставками бирюзы или цветной пасты.

Ногайская группа украшений характеризуется стилистической близостью к изделиям народом Средней Азии. Свадебные украшения ногаек утрировано крупные, со строгим декором из крупных вставок сердолика и геометризированными черневыми элементами. Причина достаточно крупных размеров среднеазиатских украшений в научной литературе объясняется тем, что во время свадебного шествия к жениху невесту сажали на лошадь, и ее украшения должны были быть видны всем остальным участникам шествия. Во многом отличаются от других дагестанских народов костюм и ювелирные украшения ногайских женщин, ведущих до начала XX в. кочевой образ жизни, что во многом определило их хозяйственно-бытовой уклад и особенности мировоззрения. В их обычаях и культуре много сходного с народами Средней Азии (казахами, туркменами, каракалпаками), что свидетельствует об их общем этногенетическом корне. В отличие от ювелирных изделий горских народов, на ногайских украшениях меньше черневого декора и больше свободного поля; они не перенасыщены орнаментально, но в этом аскетизме есть особая изысканность, подчеркиваемая крупными вставками из сердолика. У ногайцев существуют украшения, не встречающиеся у других дагестанских народов. Это украшения для кос (горские женщины прятали волосы под специальный головной убор - чохто) и носовые серьги.
В конце 19 в. после присоединения Дагестана к России и вовлечения его в круг капиталистических отношений, начинается массовый отход дагестанских мастеров в города и селения Закавказья, Северного Кавказа, юга России. На ассортимент, форму и декор выпускаемой ими ювелирной продукции начинает влиять механизм моды. Наиболее популярным видом украшений в это время становятся серебряные филигранные пояса и пряжки т.н. северокавказского типа, а также нагрудные филигранные пряжки для кабалая - унифицированного кавказского типа платья.

В целом, для ювелирного искусства этого периода характерна эклектика, проникновение новых образцов и орнаментальных мотивов, тенденция к смешению различных техник и орнаментальная перегруженность. В это время фиксируется широкое использование штампа, матриц, клише и других способов ускорения производственного процесса, что вело к снижению качества.